Седлать тягачи!
В процессе обслуживания грузовика седельно-сцепному устройству (ССУ) часть перевозчиков особого внимания не уделяют, ограничиваясь периодической смазкой. А зря.
Для сохранения этого компонента в удовлетворительном состоянии недостаточно ограничиться одной смазкой. Ведь в его конструкции вместе с крепёжными элементами используется свыше 100 деталей. И в то же время альтернативной системы, обеспечивающей сцепку тягача с полуприцепом, пока не придумано. Это единственный механический элемент, который берёт на себя часть массы загруженного полуприцепа. Техническое устройство современного седла за последние годы прошло заметную модернизацию. Вместо механики стали использоваться полуавтоматы.
Сегодня применяются устройства с беззазорной фиксацией, что делает поведение автопоезда в движении более стабильным. Исключаются ударные нагрузки, фиксации движение автопоезда стабилизируется, увеличивает проходимость, обеспечиваются максимальные показатели маневренности. увеличивается срок службы ССУ и всего транспортного средства в целом.
Защита от ударных нагрузок продлевает срок службы самого элемента, а также тягача с полуприцепом. Сохранности элемента и снижению его механического износа способствует любая дополнительная ось шасси. Вес современного ССУ может варьироваться от 100 до 300 кг. По типу устройства подразделяются на шкворневые, бесшкворневые, а также роликовые, с использованием пары крюк-ролик. Независимо от типа устройства, оно влияет не только на комфортность и плавность хода. Путем тестирования в различных условиях эксплуатации было установлено: седло оказывает существенное влияние на управляемость, маневренность и устойчивость сцепки. Этот небольшой узел играет важную роль в показателях геометрической проходимости. Он также выступает гарантом надежности и безопасности. И многое зависит от того, чему перевозчик отдает предпочтение.
Независимо от типа и марки, чтобы седельно-сцепное устройство не подвело в критический момент, необходимо тщательно следить за состоянием всех его элементов. Опорные приспособления, крепёжные кронштейны и буфера буксирного устройства требуют тщательного ухода. Но главное, конструкция ССУ и его рабочие характеристики должны строго отвечать специфике поставленных транспортных задач, которые выполняет перевозчик. Основные факторы, от которого зависит эффективность и длительность срока службы седла:
- неправильная установка устройства;
- допуск несовместимых по массе, высоте и другим подобным характеристикам систем;
- неправильно размещённый или вовсе незакреплённый груз;
- повреждённая или неисправная подвеска полуприцепа;
- отклонения в соосности колёс полуприцепа, вызванное аварией или неправильным ремонтом;
По статистике сервисных центров, в большинстве случаев ускоренный износ наблюдается на «головах», работающих с автоцистернами большого объема. Повышенная нагрузка, частое маневрирование, долгое время нахождения под нагрузкой оказывают негативное влияние на весь узел. А вот на магистральных тягачах, работающих с легкими объемными грузами, износ седел минимальный, и там они являются долгожителями. Впрочем, износ ССУ, как и любого другого механизма всё же присутствует. Его закономерность вызвана наличием люфта в шарнирах. Увеличению люфта способствуют изношенные полимерные прокладки, которые защищают основание седла от соприкосновения с металлической поверхностью кронштейнов. В этом случае, как только автопоезд начинает движение, раздаётся характерный стук. Такой же металлический стук может быть и следствием увеличенного зазора в замковом механизме. Если рабочие поверхности достаточно поизносились, то надёжность захвата шкворня полуприцепа исключается. Существует риск заклинивания в замке цапфы. В худшем случае, можно столкнуться с отрывом опорной площадки с цапфой от трейлера. Поэтому ремонт замкового механизма важно производить своевременно. Тем более, что это не требует больших усилий, достаточно обзавестись соответствующим ремкомплектом.
Специалисты определили «больные места» седельно-сцепного устройства.
- Незакрываемый замок.
Это может быть вызвано слишком высокой установкой шкворня (опорная плита должна быть на уровне ССУ или не ниже, чем на 50 мм). Неправильный размер или повреждение шкворня влекут только один вид ремонта – замену. То же самое справедливо в отношении неровно лежащей плиты: допустимое отклонение от горизонтальной плоскости не более 2 мм. Деформированный запорный крюк, неисправная двойная натяжная пружина не ремонтируются, а меняются. А вот искривленная рукоятка управления может быть выпрямлена механическим способом. Если причиной является неправильное обслуживание, то достаточно обеспечить свободный ход ССУ и произвести смазывание.
- Открытое положение ССУ.
Причины: деформированный стопор, неисправная натяжная пружина и неправильное обслуживание. В первых двух случаях требуется замена, в третьем – обеспечение свободного хода стопора. Бывает так, что ССУ не остается в положении готовности. В этом случае соль проблем кроется в деформации запорного крюка, утрате начальных характеристик натяжной пружины или отсутствие обслуживания. Снова по первым двум пунктам метод устранения один – замена, а в третьем – очистка и смазывание области запора.
- Заклинивание седла.
Банальной причиной может стать то, что полуприцеп перекошен: не находится на одном уровне с тягачом или над ним. Здесь достаточно освободить замок ССУ. Но причиной может стать повреждение запорного крюка или задвижки, неправильная регулировка запорного механизма и снова – отсутствие технического обслуживания. В этом случае открывать замок придется принудительным образом.
Эксперты называют максимально возможный период эксплуатации седла при грамотной эксплуатации автопоезда – 10 лет и пробег в миллион километров. Это значит, что устройство изначально обладает большим запасом ресурсов. Но только регулярное и тщательное техническое обслуживание ССУ позволит их использовать до конца. Изношенные детали необходимо своевременно заменять. Для этого достаточно иметь в своём распоряжении малый ремкомплект. Два-три применения ремкомплекта – это знак к тому, что следует заняться полной переборкой седла. Ремкомплект лучше приобретать оригинальный. В противном случае можно столкнуться с контрафактом, последствия использования которого могут стать необратимыми.
Новости компании
ISUZU RUS И TOTAL VOSTOK сотрудничают в области смазочных материалов для коммерческой техники
29.04.2022Соответствующее соглашение подписали 6 сентября в рамках 16-ой международной выставки коммерческих автомобилей COMTRANS’21 Фабрис Горлье и Паскаль Риго.
DAF приступает к полевым испытаниям нового поколения грузовиков для региональных перевозок
11.04.2022Новые модели созданы с применением всех лучших достижений XF, XG и XG⁺ и демонстрируют высочайший уровень качества, безопасности, эффективности и комфорта водителя.
DAF Trucks в 2021 году: отличные показатели по итогам года
02.03.2022В непростых условиях DAF - лидер европейского рынка в шести странах и в сегменте тягачей. В прошлом году DAF Trucks добилась великолепных результатов. Производство грузовых автомобилей достигло 60000 единиц, что явно свидетельствует о высоком спросе на транспортные средства в результате быстрого восстановления экономики. Наиболее громким событием стало появление нового поколения DAF XF, XG и XG⁺. Эти модели обеспечили полную загрузку завода в Эйндховене новыми заказами.